Бармина Т.Б. , независимый эксперт

 

НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ В СДО

Содержание:

  • Новые подходы к системе профессиональной подготовки (Приложение №1 «Сравнение двух форм обучения»)

  • Технологическая схема производства курса

  • Категории пользователей в СДО

  • Кто является участниками производства электронного курса?

  • Новые должности преподавателей в учебном процессе с применением дистанционных технологий

Новые подходы к системе профессиональной подготовки

 

     Необходимость коренных изменений в системе дополнительной профессиональной подготовки специалистов отрасли лесного хозяйства требуют иных подходов для:

  • формирования новой инфраструктуры с применением компьютерных и Интернет-технологий;

  • выстраивания новых отношений между её участниками, в основе которых заложены активность и причастность к коллективному творчеству;

  • выполнения новых функциональных обязанностей  специалистами, которые организуют и обеспечивают работу в системе дистанционного обучения;

  • организации и проведения дополнительной подготовки специалистов- участников производства электронного курса.

     Только разбуженное чувство общности поможет преодолеть присущий каждому природный индивидуализм и перейти от морально устаревшей традиционной системы дополнительного профессионального образования к новой прогрессивной форме, позволяющей  не оставаться в прошлом веке, а шагать в ногу со временем. Сегодня специалисты 21-го века готовятся учебными заведениями 20-го века, методами 19-го века (Приложение №1 «Сравнение двух форм обучения»).

     Электронное обучение (или e-Learning) – это новая форма обучения, основанная на использовании информационных технологий. При электронном обучении осуществляется интерактивное взаимодействие участников учебного процесса, что позволяет обучить большое количество учащихся, сохранив индивидуальный подход к каждому. Главным преимуществом электронного обучения является единство стандартов программного и методического обеспечения учебного процесса, возможность учиться в любое удобное время и в любом месте, используя знания и опыт лучших отраслевых специалистов-практиков.

 

 

Технологическая схема производства курса

 

Технологическая схема производства курса включает пять основных этапов:

  1. Подготовительный этап

  2. Разработка проекта

  3. Этап производства курса

  4. Этап тестирования и пробного проведения курса (апробации)

  5. Этап усовершенствования и тиражирования курса

    

На первом подготовительном этапе производится выбор курса, определение задач и целевой аудитории, предварительный анализ стоимости производства и сопровождения, выбор методов доставки. Необходим маркетинговый анализ ситуации на региональном рынке образовательных услуг в предметной области курса, а также структурный анализ сетевой инфраструктуры, существующих технических решений и перспектив применения технологий ДО для выявленных групп потенциальных потребителей курса. В большинстве случаев на этом этапе от команды разработчиков требуются значительные усилия по подготовке проектного предложения для участия в международном федеральном или региональном конкурсе с целью получения финансирования на работы по созданию курса.

    

Второй этап целиком посвящен планированию и детальнойразработке проекта, распределению функций между участниками. На этом этапе производится подробная разработка структуры курса, определение основных разделов и компонент, выбор форматов и технических средств реализации каждого элемента курса, определение дизайна курса, функциональной схемы, принципов навигации и программно-аппаратного инструментария, необходимого для производства курса.

    

Для организации эффективных информационных потоков в электронном виде в ходе производства курса требуется определение форматов данных, создание сетевой инфраструктуры и политики доступа для участников производства, разработка дополнительных программных средств для оптимизации производства и сборки компонентов курса. Важным звеном является подготовка технологической документации и календарного графика работ для всех участников процесса производства курса. Для проверки правильности и обкатки всего комплекса решений по технологии производства курса весьма полезна реализация одного небольшого представительного фрагмента курса, содержащего все типы элементов (текст, рисунки, анимацию, аудио и видео фрагменты, тесты, интерактивные примеры и т.д.).

    

Третий производственный этап является особенно ресурсоемким и продолжительным по времени. На этом этапе происходит разработка и адаптация содержания курса, перевод элементов содержания в электронный формат (текст, графика, видео и др.), создание мультимедийных материалов, программирование интерактивных примеров и тестов, запись и обработка аудио и видео фрагментов, сборка и отладка курса для выбранных способов доставки. Вместе с тем проводится проработка комплекса организационных и технических вопросов, связанных с проведением, доставкой и поддержкой курса для различных групп потребителей. Готовятся руководства по использованию курса для студентов, преподавателей и технических специалистов. В заключение этапа производится пробный тираж курса.

   

Основными задачами на этапе апробации является комплексное тестирование курса, выявление и устранение опечаток, ошибок в содержании и технической реализации курса, а также методах доставки и сопровождения, анализ педагогической и технологической эффективности курса для конкретных групп потребителей, определение спроса и формирование маркетинговой стратегии по продвижению данного продукта.

    

Для решения этих задач организуется набор групп обучаемых на курс. При этом такой набор проводится по возможности для всех основных целевых групп и способов доставки. Например, для апробации курса ДО "Работа в ИСДМ-РОСЛЕСХОЗ" была набрана группа обучаемых численностью около 20-и человек, работающих на различных предприятиях лесного хозяйства. При этом для группы слушателей был предоставлен выбор способа прохождения курса: через Интернет или традиционно. Предпочтение было отдано обучению через Интернет. Таким образом, была собрана необходимая информация о курсе, отражающая как особенности конкретных целевых групп, так и особенности разных способов доставки курса.

    

Последний пятый этап технологической цепочки производства предназначен для усовершенствования и тиражирования курса. На этом этапе проводится всесторонний анализ результатов апробации курса, отладка и исправление выявленных ошибок. При необходимости модифицируется структура курса, и технологические решения для каждого раздела с учетом результатов апробации. Возможно изменение содержания курса и разработка новых элементов (текст, слайды, рисунки, тесты, примеры и т.д.), разработка и программирование дополнительных примеров и тестов, запись дополнительных аудио и видео фрагментов и др. Наконец происходит окончательное тиражирование материалов курса, которое может включать публикацию курса на Web сервере, полиграфическую продукцию.

    

Все упомянутые этапы по созданию курса требуют напряженной и слаженной совместной работы всех членов "команды", участвующей в проекте.

В случае традиционного обучения главную роль в учебном процессе играет преподаватель, в отличие от дистанционного, где акцент делается на самостоятельную работу обучающегося. Естественно, функции преподавателя изменяются. Появляются новые наименования должностей: преподаватели-организаторы, тъюторы, кураторы, экзаменаторы, консультанты.

 

Категории пользователей в СДО

 

Система предполагает наличие следующих категорий пользователей.

  • Администратор СДО регистрирует пользователей в системе, формирует учебные группы и курсы, набирает учащихся, преподавателей, тьюторов и экзаменаторов; создает резервные копии курсов и текущего состояния системы.

  • Преподаватель (разработчик курса, дизайнер курса) создает материалы курса и ведет процесс обучения, организуя и проводя занятия, тесты и обсуждения. Может быть куратором учебной группы, который отвечает за функционирование учебной группы. К нему могут обращаться учащиеся группы по всем организационным вопросам.

  • Учащиеся проходят обучение на курсах, предоставляемых СДО: изучают материалы курсов, участвуют в процессе обсуждения, проходят тесты, сдают зачеты и экзамены.

  • Экзаменатор проверяет результаты прохождения тестов учащимися и фиксирует автоматически выставляемые системой оценки.

  • Тьютор  консультирует учащихся, координирует направление и тематику дискуссий при сетевом процессе подготовки специалистов отрасли.

  • Гостевые пользователи проходят пробное обучение на курсах СДО с целью ознакомления с возможностями, предоставляемыми СДО; обладают правами учащихся. Гостевая регистрация предоставляется всем посетителям сайта СДО.

  • Менеджер СДО проводит финансовые расчеты и отвечает за взаимодействие с организацией-клиентом, направляющим слушателей на обучение курсам, предоставляемым СДО.

 

     Кто является участниками производства электронного курса?

    

     Разработка  курсов для системы дистанционного обучения – это коллективное творчество группы специалистов (авторов, программистов, методистов, экспертов), которые по отдельности,  не в силах создавать и поддерживать единый комплекс программно-технических средств, методических материалов и организационных мероприятий, позволяющих осуществлять доставку образовательной информации по компьютерным сетям общего пользования, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения каждым слушателем.

 

     Автор - автор курса отвечает за разработку содержания курса ДО. Нередки случаи, когда в качестве автора выступает несколько специалистов-преподавателей в предметной области. Так, например, при разработке четырех курсов ДО в области управления бизнесом в рамках второго этапа гранта Информационного Агентства США авторский коллектив для каждого курса состоял из трех преподавателей: одного преподавателя из Государственного университета штата Северная Каролина - автора английской версии курса и по одному преподавателю из Уральского и Пермского государственных университетов - авторов российской версии курса. В этом случае один из преподавателей выступает в качестве руководителя авторского коллектива.

    

     Менеджер - менеджер проекта, выполняет общую координацию всех работ по разработке курса, отвечает за подготовку проектной документации, обеспечивает взаимодействие различных подразделений учебного центра, задействованных в процессе производства, курирует финансовую сторону проекта и вопросы обеспечения необходимыми программно-аппаратными ресурсами, отвечает за разработку конкретной схемы производства, доставки, сопровождения и оценки эффективности курса.

    

     Методист - методист по производству и проведению курсов ДО курирует вопросы по взаимодействию между Автором курса и техническими специалистами, отвечает за процесс адаптации содержания курса, предоставленного автором к новым техническим средствам и возможностям ДО. В зону его обязанностей входит разработка (совместно с автором) детальной структуры курса, определение технических средств реализации каждого раздела, составление детального календарного графика работ по производству курса.

 

     Программист - специалист в области компьютерных технологий, отвечающий за техническую реализацию курса ДО. Как правило, это Web дизайнер, специалист в области сетевых технологий или в области обработки мультимедиа информации. Программист выполняет перевод и обработку элементов содержания курса (текст, графика, аудио-видео фрагменты) в электронную форму, разрабатывает дизайн курса, осуществляет программирование интерактивных элементов курса. В функции программиста входят также сборка и отладка курса, его интеграция и тиражирование в информационно-образовательные среды ДО.

 

     Подготовка учебного материала для дистанционного курса несколько отличается от традиционной лекции, так как электронный курс – это не просто текст на мониторе компьютера, а сложная в производстве и простая в применении административная система управления обучением (LMS)  каждого пользователя, посредством Интернета, плюс  проверка полученных знаний с помощью промежуточного и итогового тестирования на компьютере.

Использование дистанционных обучающих технологий позволяет привлекать к разработке учебных материалов (курсов), лучших преподавателей или специалистов отрасли и формировать профессиональное сообщество и отраслевую базу знаний.

 

 

Новые должности преподавателей в учебном процессе с применением дистанционных технологий

 

     Преподаватель–организатор - это преподаватель учебного центра (далее – УЦ), ведущий учебный процесс в дистанционной форме и выполняющий одновременно функции организатора (куратора/экзаменатора/консультанта) учебного процесса. Должен иметь сертификат преподавателя/экзаменатора ДО, полученного после дополнительной подготовки в УЦ. Является штатным сотрудником учебного центра, может работать по совместительству.

Экзаменатор – это специалист УЦ «Специалист леса», который прошел  дополнительную подготовку в УЦ с получением сертификата на право приема экзаменов в системе дистанционного обучения (СДО), но без права преподавания и консультирования. Является штатным сотрудником учебного центра, может работать по совместительству.

 

     Преподаватель-консультант – это преподаватель, ведущий учебный процесс в дистанционной форме и выполняющий одновременно функции консультанта в конкретной предметной области (по договору) или автор-разработчик (или соавтор) электронного учебного курса. При этом может не являться штатным работником учебного центра.

 

     Тьютор - это преподаватель, ведущий учебный процесс в дистанционной форме и выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса. Тьютор может быть  автором-разработчиком отдельной учебной дисциплины, которую он преподает в сетевой системе отраслевого дистанционного образования. Тьюторы, как правило, необходимы при реализации сетевой системы подготовки работников отрасли.

 

Приложение №1

СРАВНЕНИЕ ДВУХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

 

20-й ВЕК - УЦ с традиционным очным обучением в   аудиториях

21-й ВЕК - УЦ с использованием системы   дистанционного обучения

Невозможность применения для отраслевых   учебных центров общих и методологических принципов обучения, так как учебные   центры  действуют по принципу   «природного индивидуализма», отстаивая свои местечковые интересы.

Возможность объединения информационных   ресурсов,  с созданием   информационно-обучающей сети из числа отраслевых учебных центров и учебных   отделов предприятий, использующих систему дистанционного обучения, которая   отвечает требованиям  международных   стандартов.

Главная роль в учебном процессе принадлежит   преподавателю.

Главная роль отводится самому обучающемуся,   который самостоятельно координирует свой учебный график.

Зависимость начала занятий от набора учебной   группы и только с посещением УЦ.

Гибкость учебного графика, независимо от   количества человек в группе и места их нахождения.

Отрыв от производства на весь период   обучения с учетом времени проезда к месту учебы и обратно.

Без отрыва от производства, за исключением   времени сдачи очного экзамена, который может быть организован и на базе   предприятия.

Субъективность оценки знаний преподавателем.

Объективность оценки знаний посредством   системы итогового (автоматизированного) тестирования.

Охват аудитории ограничивается возможностями УЦ: количеством аудиторий, преподавателей, наглядно-методических пособий и пр.

Охват аудитории неограничен. К информационным ресурсам может обращаться одновременно большое количество   обучающихся, обеспечивая массовость процесса дистанционного обучения.

Форма подачи учебного материала  (лекции, графики, таблицы),   зависящая от педагогического опыта и   коммуникативных навыков преподавателя.

Форма подачи материала носит   концентрированный характер с мульти-медиа компонентами, аудио и видео   элементами, звуковыми эффектами.

Необходимость обучаться у одних и тех же   преподавателей, из года в год. При этом преподаватели УЦ, как правило,   оторваны от производства в силу специфики своего труда.

Возможность обучатся дистанционно на учебных материалах, подготовленных лучшими преподавателями или специалистами отрасли.

Невозможность проконтролировать учебный   процесс каждого специалиста. Кто-то на лекциях будет проявлять активность, а   кто-то будет прятаться за  спины   коллег. Заставить человека думать и следить за ходом  его мыслей невозможно.

Возможность полного управления процессом   обучения каждого обучающегося через Интернет (получение письменных   отчетов,  с указанием продолжительности   изучения каждого раздела, результатов автоматического тестирования).

Невозможно ещё раз прослушать лекцию   преподавателя. В лучшем случае, можно просмотреть методические пособия по   курсу.

Возможность неоднократного возвращения к   электронному учебному материалу и промежуточному тестированию, в случае   необходимости.

Источники информации ограничены  знаниями преподавателя и качеством   наглядно-методических пособий.

Широкие технические возможности IT-технологий, которые позволяют, помимо учебного курса, прибегать к   дополнительным источникам информации (ссылкам, глоссариям, справочникам,   статьям и пр.)

Общение обучающихся ограничивается рамками   одной учебной группы.

Постоянный процесс обмена знаниями за счет возможности   общения между участниками учебного процесса и специалистами отрасли, не зависящий   от места их проживания и работы.

 


ОБУЧЕНИЕ

О НАС

ДОПОЛНИТЕЛЬНО